К основному контенту

Завистливый Ребенок



Вырастая, мы социально выглядим взрослыми людьми. Однако, на психологическом уровне, мы не всегда действуем по-взрослому. Кто-то говорит и действует, как будто она наша мама, поучая, другой, словно застрял в детстве, в 40 лет прыгает по лужам. По теории Эрика Берна, в каждом из нас живёт три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок.
Родитель, транслирует, что должно и как надо делать, иногда голосом мамы, папы или другой важной родительской фигуры из детства.
Взрослый в нас ориентируется в реальности и решает задачи. 

И конечно же, сколько бы нам не было лет, в нас живёт Внутренний Ребенок, который радуется сладкой вате, новой машине или сумочке, обижается, боится, злится. Есть люди, у которых Родительское эго-состояние - превалирует. Взрослый- в наших широтах "редкая птица". А "правит балом" - Ребенок, чаще злясь, бунтуя и дуя губы, чем радуясь, желая получить все и сразу.
У кого-то Ребенок добрый, радостный, у кого-то злобный и завистливый. Есть люди у кого Дитё подавлено и сидит внутри так тихо, что человек не помнит, что значит быть ребенком, то есть быть открытым,  удивляться и  радоваться жизни.
Однако, даже подавленный Ребенок проявляется в  эмоциональных посылах и поведении.
Как распознать Завистливого Ребенка внутри себя и других людях?
Помните, как в детстве вашему другу подарили велосипед? А вы тоже об этом мечтали, но получили на свой день рождения книгу или гольфы, обычную машинку или раскраску. А вам очень хотелось велосипед/платье/ролики... Вы просите друга покататься, а он не даёт, ведь это его долгожданный подарок. Вы злитесь и в мыслях ломаете велосипед, забираете его, мечтаете, что вырастите и у вас будет много велосипедов или издадите закон и запретите велосипеды вообще. 
 Все это реакции Завистливого Ребенка. И во взрослой жизни, Завистливое Дитё тут как тут, когда один получает подарок, возможности, отпуск, а другой нет.

История 1

Таня много работала и наконец - долгожданный отпуск.
Остался день на работе, она в мыслях уже на море, в воодушевлении пришла на работу.  Основные рабочие вопросы были улажены, письма партнёрам и заказчикам написаны, важно поставить точки контроля. Но... Рабочий форс-мажор мигом выбил ее из равновесия. Начальник орал, выпучив глаза и безапелляционно заявив, что если Таня не решит проблему, отпуска ей не видать, ушёл, хлопнув дверью.
Таня была в шоке, ведь она заранее все обговорила, подготовила документы, передала на время отпуска дела. Глотая слезы и не понимая, почему эта ситуация в который раз с ней происходит, она, преодолевая дичайшее напряжение, погрузилась в работу. Домой Таня приехала уже ночью, полностью обессиленная и сломленная после разговора с начальником, что остальные вопросы будет вести удаленно с отдыха.

История 2. Ира, утром открыв глаза, с наслаждением потянулась. Сегодня первый день отпуска, через несколько часов вылет, чемодан собран, осталось покидать какие-то мелочи. Телефон зазвонил привычной трелью, но Ира, словно предчувствуя неприятности, оттягивала момент. Звонил клиент. У него резко заболел зуб, и он просил срочно записать его на прием. Когда Ирина попросила перезвонить в клинику и записаться к другому врачу, аргументируя, что она в отпуске, то в ответ услышала брань,"выжеврач" и "должны". Ире стоило невероятных усилий защита своих границ. Уже в самолёте, прокручивая ситуацию, она поняла, что каждый раз, как она уезжает, уходит в отпуск, случается подобное.

Вариации историй, я слышу часто в своей практике. Частично, это и моя история была многие годы.

"Почему так всегда со мной?"  Один из вопросов, который звучит в ответ на ситуацию. Из Детского эго-состояния, человек думает, что с ним что с ним что-то не то, обижается и не понимает "за что и почему".

Сценарий жизни работает так, что человек, не прожив травмирующую ситуацию, круг за кругом проживает ее с разными людьми, ища выход из неё. Но, зная только один вариант развития событий, он идёт по нему или борется с ним. 
Запреты или негативные предписания (послания), полученные от Родительских фигур, раз за разом осложняют жизнь, портят отпуск, заставляет страдать.
Запреты /РП/ - это некие фразы родителей, которые постоянно повторялись ими в разных интерпретациях и несли для ребенка двойной смысл.
Есть много вариантов сцепки запретов один из них - не радуйся, не отдыхай, не чувствуй себя хорошо, не будь счастливым и  не меняй свою жизнь, всегда оставайся в такой ситуации.

Пример 1.

Родители много работали, гордясь своей самоотверженностью и считали отдых делом для ленивых. Чтобы быть с ними в ладу, Тане нужно было подстраиваться всевозможными способами. "Главное хорошо работать и все тогда получится. Труд из обезьяны сделал человека. Не трать деньги на ерунду. Лучший отдых -это физический труд" - послания, которые Таня слышала все свое детство. Отдыхать в таких семьях Нельзя. Можно "отдыхать", копая/сажая картошку, например, можно с пользой проводить время. Как? В каждой семье свои "ритуалы отдыха". Главное, ты должен соответствовать.
Завистливый Ребенок родителя транслирует- "если мне нельзя отдыхать, то и тебе нельзя. Ишь, чего надумал. Устал он..." Человек с такой установкой Преследователя, сам не умеет отдыхать и другим не даёт, передавая сценарий из поколения в поколение.
Однако, Преследователю нужна Жертва. Колесо запущено и один находит другого.

Пример 2. В семье, отец работал много, всегда и везде. В пансионате, где отдыхал с семьёй, в санатории, где проходил лечение, дома по утрам и ночам. Мама, тихо вздыхала, страдая от постоянного напряжения в семье. Ее попытки отвлечь мужа на красоты природы наталкивались на непонимание, а то и гнев.  "Бог терпел и нам велел", - говорила она тихонько Ире, транслируя Жертвенное состояние.

Если человек, нарушает родительское предписание, то будет наказан, лишён любви, отвергнут, причем как с одной родительской стороны, так и с другой.

Завистливые Дети раз за разом приходят в жизнь в виде начальников, подчинённых, заказчиков, клиентов, нарушая границы, лишая удовольствия и радости.
Пока человек подчиняется родительским запретам, он в сценарии, который управляет его жизнью и "заставляет" оставаться в той же ситуации, то есть быть таким как родители и не менять свою жизнь.
Стать хозяином своей жизни возможно, отдав ответственность родителям за их решения и приняв свои.  Радовать себя - это разрешение отдыхать, удовлетворять свои потребности, заботиться о себе, наслаждаться ежедневными мелочами, которое можно научиться давать себе, усилив Заботливого Родителя и Взрослое эго-состояние в себе.

Психотерапия - стоит такого вложения.
@Р.Я.




Комментарии